Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важенейшим его достоинством, на мой взгляд, является самостоятельное "добывание" знаний детьми. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт.
Но как быть специалистам узкого профиля? Где найти свое место в проектной деятельности группы? Этот вопрос для себя я решила так: кроме участия в проектах которые проводят педагоги группы, попробовать организовать свой - логопедический проект. В первую очередь, конечно, он должен носить коррекционную направленность, то есть участвуя в нем дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Очевидным является тот факт, что русский язык - очень сложный по своим парадигматическим отношениям. Наша лексика включает в себя исторические, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать несколько синонимов. Ребенку - дошколенку трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом - "дружили". Особенно трудно это делать малышам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для педагога - организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным занятием.
Представляю Вашему вниманию
Логопедический проект «Такие разные слова»
Цель: познакомить детей с многообразием слов родного языка.
Задачи: на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке; познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами; развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению; развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.
Участники проекта: дети подготовительной подгруппы, родители, учитель-логопед.
Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.
Этапы проекта:
1. «Упрямые слова» (неизменяемые существительные)
2. «Слова наоборот» (антонимы)
3. «Слова друзья» (синонимы)
4. «Слова близнецы» (паронимы)
Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку.
Словарик "Упрямых слов". Странички словаря делали дети вместе с родителями. В дальнейшем его можно использовать в речевых играх с детьми на занятиях. Например, сосчитай по образцу: "одно эскимо, два эскимо...пять эскимо". Ребенок замечает, что слово не изменяется, а значит оно "упрямое". Научные определения дошколятам не нужны, а вот наблюдать за словами и их "жизнью" в нашей речи они могут!